Образ (лик) И. Христа


Образ (лик) И. Христа
– о котором в западн. и восточной церкви существуют предания.

Одно утверждает, что на полотенце, коим, X. утирал лик, отпечатлелся Его лик, посланный Авгарю, тетрарху г. Эдессы. Об. упоминается армянск. историком, Моисеем Хоренским, историком Евагрием и Иоанном Дамаскином. Имп. Константин перевез в 944 г. Об. в Константинополь, и с тех пор судьба его неизвестна. Его или похитили крестоносцы, или Его подарил римлянам имп. Иоанн Палеолог. Церковь св. Сильвестра в Риме в XVII в. претендовала на то, что Обр. принадлежит ей. По другому сказанию, Обр., под именем Вероники, женщины, исцеленной от кровотечения И. Хр., запечатлелся на полотенце, которым Он после омовения утирал лицо. Сказание появилось в VIII в. Оно утверждало, что Обр. исцелил Тиверия, импер римского. Полагают, что второе сказание есть вариант первого. Известны в истории сказания еще о 3-х образах И. Xр.: 1) нерукотворный, воздвигнутый полководцем Филиппиком в 589 г., 2) нерукотворный обр. Камулийский в 574 г., о котором упоминает VII вселенский собор, 3) Обр. И. Хр., написанный евангелистом Лукой. Описания Лика Христа появляются во II в. у Климента Александр., Тертуллиана и др. церковных писателей. О Нем был спор между Цельсом, Оригеном и друг. Первое описание заключается в апокрифе под именем Лентулла, которое характеризует лицо Хр. так: "поистине человек Этот прекраснейший из людей, в нем видна правдивость, чуждая лести". С IV в изображена Лика становятся предметом художественно-иконописного творчества. Церковь поощряла свободу творчества, дабы не плодить еретических споров, и стремилась лишь сохранить типические черты Божественного лица. Сохранилось много оригинальных образцов скульптурных, мозаичных и фресковых изображений, каковы найденное во II в. в катакомбе Каллиста, в III в. в катакомбе Понтиана, в IV в. в катакомбе Домитиллы, в храме Пуденцианы в Риме, в V в. в церкви св. Павла в Риме и Софии в Константинополе. На более древних Лицо X. строго-печальное с восточными, семитическими чертами, и чем дальше, тем изображение идеальнее, возвышеннее, божественнее с неземным выражением.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Смотреть что такое "Образ (лик) И. Христа" в других словарях:

  • Образ (лик) Иисуса Христа — И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений О., отпечатлевшийся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Образ Иисуса Христа — (лик) И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений О.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛИК — ЛИЦО — ЛИЧИНА —         мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Святоотеческая христология утвердила чинопоследование элементов триады в таком порядке: “Лик” уровень сакральной… …   Энциклопедия культурологии

  • Лик – лицо – личина — мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Святоотеческая христология утвердила чинопоследование элементов триады в таком порядке: “Лик” уровень сакральной явленности …   Энциклопедия культурологии

  • лик — заст. 1. Те саме, що образ; 2. Зображене на іконі обличчя священної особи; образ; 3. Ікона із зображенням обличчя Ісуса Христа, Богородиці чи святого; образ; 5. Те саме, що хор; 5. Миряни, присутні на богослужінні …   Словник церковно-обрядової термінології

  • Лик святости — Святые, стоящие группами по ликам святости (икона «Второе пришествие», Греция, ок. 1700) Лики святости  различные категории, на которые в …   Википедия

  • образ — 1. Те саме, що ікона; 2. Ікона із зображенням обличчя Ісуса Христа, Богородиці чи святого; заст. лик; 2. Священне зображення чи предмет, який не тільки уречевлює духовне значення, але й відтворює зовнішню подібність божествених і небесних осіб,… …   Словник церковно-обрядової термінології

  • Православная иконография Иисуса Христа — Иконы Спасителя Спас Вседержитель …   Википедия

  • Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа — 29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Праздник перенесения Нерукотворного браза Господа Иисуса Христа — 29 августа (16 августа по старому стилю) Русская православная церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Иисуса… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.